тесты психологические

Психодиагностика, как впрочем и вся психология в СССР с 1936 по 1968 были под запретом. Как только запреты постепенно начали снимать, начался массовый перевод и адаптация наиболее интересных и продвинутых западных методик. Прежде всего MMPI, 16PF, WAIS, WISC и ряд других.

 

 

Естественно, что с правообладателями никто не считался.Типичным контраргументом издательств, зарабатывающих на чужом бренде, являлась, да и до сих пор является то, что они издали опросник (методику) до ратификации СССР Всемирной конвенции об авторском праве 1973 г. Дело в том, что до присоединения к Конвенции авторское право зарубежных собственников в СССР не охраняется, а после – охраняется.

 

 

В настоящее время эти методики широко используются в научных работах – кандидатских и докторских диссертациях, а советы по защите диссертаций и ВАК не видят в этом никаких нарушений.

 

 

Недоверие к тестам началось в 90-е годы прошлого века. Тогда много популярных психодиагностических методик, переведенных психологами для исследовательской работы, было использовано для получения прибыли в книгоиздательском бизнесе.

 

 

В результате появилось много тестов, опубликованных в различных «методичках» и журналах вместе с ключами и интерпретациями. В интернете их на порядок больше.

 

 

Все это, вместе с неквалифицированным использованием хороших методик и подорвало доверие к психодиагностике и к тестам.

 

 

Разрабатывать новые и модернизировать старые тесты в современной России очень сложно. Новая методика - это результат нескольких лет работы достаточно большого коллектива. У производителей нет денег на разработки.

 

 

А денег нет по двум причинам:

 

 

1. Потому, что продавать отечественные психодиагностические разработки дорого в России не получается. Не заслужили еще тесты авторитета.

 

 

2. В ситуации низкого доверия и спроса, продавать приходится дешево. А покупают все равно мало, – уже упомянутые выше 42% компаний вообще не используют психологических тестов в своей работе, а из тех, кто использует, доля пользователей контрафакта составляет основную часть.

 

 

Из этого "порочного круга" производители российских тестов никак не могут вырваться. У них нет свободных средств, чтобы вкладывать их в развитие своих продуктов. А эффективный рост в высокотехнологичном и наукоемком бизнесе возможен только за счёт инноваций. Результаты собственных разработок отечественных компаний, о которых упоминает в своем докладе Е.В.Лурье еще очень сырые и не могут полноценно конкурировать с адаптированными иностранными тестами. Да и убедить заказчика в их надежности порой бывает очень сложно.

 

 

Выигрывают только крупные иностранные производители тестов. Но этот выигрыш очень относительный.

 

 

Иностранными методиками наши компании не пользуются по следующим причинам:

 

 

1. Часто стандартизацию и валидизацию тестов, применяемых в международных фирмах проводят в "стране головного офиса" и этим обосновывают качество методики для России. Не редко данных о валидности и надежности вообще нет.

 

 

2. Кроме того, западные производители очень неохотно допускают нас к своим технологиям и не идут на контакт с нашими ВУЗами.

 

 

3. Стоимость их продукции просто не доступна для большинства наших компаний.

 

 

То есть, западные методики не подходят нашему бизнесу. В свою очередь и иностранным компаниям не интересен наш рынок именно потому что просто нет спроса. Круг замкнулся.

 

 

Таким образом, наши производители не конкурируют с иностранными. Иностранцы делят между собой крупные международные корпорации, а отечественные борются с пиратами.

 

 

В действительности пока о получении высокоточных отечественных измерительных психометрических инструментов говорить не приходится. Лучшие из наших компаний адаптируют "громкие" западные бренды.

 

 

А у нас с Вами, коллега, есть выбор:

 

 

- или используем неадаптированный контрафакт. Его качаем бесплатно в интернете.

 

 

- или приобретаем методики, проходящие периодическую стандартизацию и рестандартизацию у наших производителей. Я рекомендую набор хороших методик, с базой данных и возможностью вести историю обследований. Они проверены мною лично и не дорогие. Одна лицензия стоит 600 рублей. Купить можно.

 

 

Впрочем, можно, как большинство российских практических психологов начать с бесплатных программ и по мере накопления опыта и денег, приобретать хороший инструментарий постепенно.

 

 

То есть, в любом случае, используем переведенные иностранные методики, хотя они по сути и контрафакты. И ждем "светлого будущего" психодиагностики. Одновременно компенсируем недостатки технологий личным профессионализмом.

 

 

Это ведь традиция нашей страны. У нас все так. Вспомните про автопром :)

 

Для того, чтобы оставить комментарий, надо зарегистрироваться на сайте

Шейнис Михаил Юрьевич

  • кандидат психологических наук
  • автор 2 книг и более 300 статей
  • в психологии с 1992 года

Регистрация на сайте

Подробности на вкладке "БАЛЛЫ" верхнего меню

 

 

Пошаговый план создания психологической практики

 

 

 

ОРГ.  ПСИХОЛОГ технология "под ключ"

 

Последние материалы в блоге

Как психологу найти клиентов и организовать свою работу

Контакты

Адрес: г.Самара ул. Революционная 70

телефон:  +7 996 720 63 10

почта: support@vip-super.ru

 

 

 www.megastock.com

 

 

© 2018 Шейнис Михаил Юрьевич. Все права защищены

Политика конфиденциальности Клиентский договорОтказ от ответственности |

Автор
Главный итог моей работы -
это Ваш результат
Получить бесплатные уроки

Автор
Главный итог моей работы -
это Ваш результат