Проблемы организационной психологии

Ни одна из областей науки не свободна от внутренних или внешних проблем. Организационные психологи сталкиваются с рядом трудностей, каждая из которых усугубляется именно тем, что сделало эту область исследований столь успешной, - потребностью в ее услугах.

 

Шарлатаны от профессии

 

Психология более, чем какая-либо другая наука, пострадала от шарлатанства, т. е. от некомпетентности и непрофессионализма людей, имеющих весьма смутное представление об этой науке. Сказанное, прежде всего, относится к клинической психологии, где не имеющие надлежащей подготовки "специалисты", выдавая себя за "консультантов", нередко приносят большой вред нуждающимся в помощи людям с неустойчивой психикой.

 

Организационная психология тоже пострадала от шарлатанов. Мэри Тенопир, экс-президент Общества индустриально-организационных психологов, писала:

 

Жизнь психологов, работающих в бизнесе, более всего осложняет плохо подготовленный или неразборчивый в средствах человек, предлагающий компаниям свои услуги в качестве "специалиста"... К числу наиболее трудных ситуаций, с которыми мне довелось сталкиваться как профессионалу, относятся те, которые стали результатом деятельности псевдопсихологов, сумевших втереться в доверие к топ-менеджерам.

 

Корпорация, управляемая некомпетентными людьми, может быть столь же внушаемой и управляемой, как и несведущий человек. Не имеющие понятия об этике консалтинговые фирмы, продав свои так называемые услуги той или иной корпорации и сделав на этом "быстрые деньги", исчезают раньше, чем корпорация успевает понять, что ее обманули.

 

Подобное неэтичное поведение вредно и опасно не только для бизнеса (представьте себе, сколько компетентных людей оказались не принятыми на работу только потому, что неудовлетворительно прошли некую отборочную процедуру, разработанную и предложенную некомпетентными "специалистами"), но и для психологии как науки и профессии. Ущерб, причиненный бизнесу действиями шарлатанов, бросает тень на психологию как на отрасль знания. Руководители организации, однажды ставшие жертвой шарлатанов, в дальнейшем будут настороженно и с недоверием относиться и к рекомендациям грамотных профессионалов.

 

Лицензирование и сертифицирование (на примере США)

 

Для клинической психологии проблема некомпетентности в настоящее время становится менее острой, ибо штаты ввели точно такое же лицензирование, или сертифицирование, психологов, как и врачей. Закон запрещает представляться публике психологами и использовать любые психологические методы или приемы тем, кто не имеет лицензии или сертификата, удостоверяющих уровень их подготовки. Для получения лицензии или сертификата необходим определенный образовательный уровень и успешная сдача экзамена, подтверждающая знание всех разделов психологии.

 

Лицензирование и сертифицирование были введены специально для защиты публики от шарлатанов, выдающих себя за специалистов в области клинической психологии и консультантов по вопросам психологии. Отношение организационных психологов к лицензированию неоднозначно. Многие организационные психологи, работающие в штатах, где требуются лицензии, предпочли получить их, однако около 40 % членов Общества индустриально-организационных психологов считают, что лицензии им не нужны.

 

Любая организация, прибегающая к помощи психологов, должна проявлять осторожность. Нельзя ограничиваться информацией, полученной в результате беглого просмотра телефонного справочника или случайной базы данных. Необходимо тщательно оценить образовательный уровень и квалификацию человека, называющего себя психологом.

 

Контакты с менеджерами

Каждая наука создает собственную лексику, некий особый профессиональный жаргон, на котором ее представители общаются друг с другом. Порой он непонятен непосвященным. Поскольку организационным психологам приходится работать в тесном контакте с людьми, не имеющими специального психологического образования, а именно с менеджерами и наемными работниками, - они должны обращать внимание на то, чтобы четко и ясно формулировать свои мысли, описывать свои действия и излагать результаты своих исследований. Рекомендации организационного психолога не принесут организации никакой пользы, если останутся не понятыми ею, и его отчеты окажутся в ближайшей корзине для мусора. Психологи должны уметь представлять свои рекомендации таким образом, чтобы их поняли те, кто пользуется их услугами.

 

Сопротивление новым идеям

 

Суть этой проблемы можно кратко выразить следующими словами: "Я всегда делал это именно так и не намерен ничего менять!" Психологи, работающие в бизнесе и в промышленности, часто сталкиваются именно с такой позицией - с сопротивлением переменам, с нежеланием испробовать какие-либо новые подходы или проверить на практике новые идеи. Когда организационный психолог советует работникам изменить традиционный подход к исполнению их служебных обязанностей, подобный совет нередко воспринимается как некая угроза. Рабочие, которым организационный психолог рекомендует отказаться от привычных действий и повысить тем самым производительность труда, могут активно сопротивляться этим рекомендациям, полагая, что таким образом компания старается заставить их трудиться более напряженно за ту же самую зарплату. Неуверенные в себе работники могут также думать, что таким образом руководство компании выражает свое неудовольствие тем, как они исполняли свои обязанности. Подобное сопротивление переменам - серьезная проблема на всех уровнях, начиная от рабочего сборочного конвейера до управляющего высшего ранга из штаб-квартиры корпорации.

 

Деятельность организационных психологов результативна только тогда, когда последние пользуются поддержкой менеджеров и работников, на положение которых могут повлиять их рекомендации. Психологи нуждаются в сотрудничестве с теми людьми, должностные обязанности которых будут изменены; помимо специальных знаний, от организационных психологов требуются владение навыками межличностного общения, терпение и умение убеждать.

 

Теория или практика?

 

В ходе контактов организационных психологов с менеджерами постоянно возникает вопрос о том, что важнее - теория или практика. Некоторые менеджеры сетуют на то, что лишь незначительная часть публикаций в специальных журналах имеет непосредственное отношение к реальным проблемам производства, с которыми они ежедневно сталкиваются. Хотя это действительно так и вполне может показаться, что большая часть теоретических исследований не имеет прямого отношения к практике, психологи, работающие в различных организациях, знают, что теория и практика неотделимы друг от друга.

 

Без проведения исследований нельзя получить надежной информации, необходимой для решения принципиально важных проблем реального производства. Это обстоятельство нередко недооценивается менеджерами, которые требуют от организационных психологов немедленного решения их конкретных проблем и не понимают, почему психолог говорит им, что ответ может быть получен только после проведения соответствующего исследования.

 

Конфликт между теорией и практикой возникает потому, что нередко организациям нужен незамедлительный ответ. Реальный производственный план и условия контракта часто не оставляют времени для планирования и проведения исследовательской работы. Менеджеры, работающие в условиях цейтнота, вполне могут иметь завышенные, нереалистичные ожидания и проявлять нетерпение, если работающий в компании психолог, их собственный так называемый знаток человеческого поведения, не может предложить быстрого решения проблемы.

 

Мы вовсе не считаем, что всякий раз, когда к организационным психологам обращаются с какими-либо вопросами, они должны бежать в лаборатории и приниматься за длительный эксперимент. Психология уже обладает солидной базой экспериментальных данных о поведении человека в разных ситуациях, и хорошо подготовленные психологи знают, как использовать эти данные для решения конкретной проблемы, возникшей на конкретном рабочем месте. Однако ценность этих данных зависит от того, насколько похожи между собой ситуация, в которой они были получены, и ситуация, для которой их предполагается использовать.

 

Нередко обстоятельства складываются так, что у психолога нет времени или ресурсов для проведения полномасштабного исследования. Общество индустриально-организационных психологов дает своим членам следующий совет:

 

Невозможно детально исследовать каждую проблему. Разумеется, желательно, чтобы ваши действия базировались на результатах серьезных исследований, однако это не всегда возможно. Когда вы оказываетесь перед необходимостью принять решение в отсутствие результатов исследования, вы должны воспользоваться информацией об аналогичных ситуациях, которая вам известна, и положиться на собственный здравый смысл.

 

Надлежащим образом проведенное исследование может иметь огромное значение для улучшения экономических показателей организации, но нужды конкретного рабочего места нередко требуют от психологов и менеджеров взаимопонимания и заставляют как тех, так и других проявлять терпимость и готовность пойти на компромисс. Фундаментальное решение проблемы заключается не в противопоставлении теории и практики, а в их сочетании. Теория и практика не только не противоречат друг другу, но и дополняют друг друга.

 

Разработка расширений Joomla

Шейнис Михаил Юрьевич

  • кандидат психологических наук
  • автор 2 книг и более 300 статей
  • в психологии с 1992 года

Регистрация на сайте

Подробности на вкладке "БАЛЛЫ" верхнего меню

 

 

Пошаговый план создания психологической практики

 

 

 

ОРГ.  ПСИХОЛОГ технология "под ключ"

 

© 2018 Шейнис Михаил Юрьевич. Все права защищены

Политика конфиденциальности Клиентский договорОтказ от ответственности |

Автор
Главный итог моей работы -
это Ваш результат
Получить бесплатные уроки

Автор
Главный итог моей работы -
это Ваш результат